Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:
  • Music:

Размещение микрофонов для барабанной установки

Один из самых животрепещущих вопросов в звучании барабанов – размещение микрофонов. Бывает интересно читать некоторые рекомендации по этому поводу, они порой остроумны и изобретательны. Хотелось бы всё-таки, чтобы до начала экспериментов вы обладали правильными знаниями. Барабанная установка – с одной стороны инструмент комплексный, с другой стороны – единый. Поэтому и необходимо знать: как, что, и зачем, прежде всего - со звукоинженерной точки зрения.
Для начала посмотрим на стандартную барабанную установку (для барабанщика-правши).




Это несложный, даже заурядный сет, состоящий из:
1. Бочка 22”
2. Рабочий барабан 14”
3. Том 10”
4. Том 12”
5. Напольный том 16”
6. Хай-хет
7. Две тарелки «крэш»
8. Тарелка «райд»

Самый важный секрет в размещении микрофонов кроется в том, что главные микрофоны для барабанов – это так называемые «оверхеды». Иногда их называют «тарелочные», и в этом кроется ошибка. Оверхеды снимают не только тарелки. Они снимают звучание ВСЕЙ установки. Поэтому – от того, как они расположены, зависит очень много. Самым распространенным (и неправильным) способом размещения оверхедов является такое:



Почему подобное расположение является ошибочным? Для того, что бы это понять, необходимо обратиться к понятию «стерео-образа». Стерео-образ барабанной установки достигается панорамированием соответствующих ячеек микшерного пульта. Обычно барабаны размещают по панораме следующим порядком:
Оверхеды – влево-вправо;
Бочка – по центру;
Рабочий барабан – по центру;
Хай-хет – немного вправо;
10” – немного вправо;
12” – по центру;
Напольный том 16" – немного влево.
Идеально этот стерео-образ должен виртуально восприниматься следующим образом:



Но если расположить оверхеды, как на втором рисунке, то стерео-образ, сформированный этими микрофонами, будет выглядеть по другому:



Именно так размещаются в стерео-образе элементы ударной установки, если расположить оверхеды, как показано выше. Ну и что, - скажете вы, - я-то все равно микрофон конкретного барабана спанорамирую куда надо. Тогда вы получите неслабые фазовые искажения от совмещения сигналов. Уровень рабочего барабана в оверхедах достаточно высок, и частотный диапазон этого инструмента не позволит вам обрезать его полностью эквалайзером. К тому же увлечение кручением ручек эквалайзера дополнительно приводит к фазовой искажухе. Гораздо проще сразу разместить оверхедные микрофоны правильно относительно стерео-образа. Если у нас в середине должны находится бочка, рабочий барабан и 12” том, то их физическое расположение мы и будем считать центральной осью, относительно которой устанавливаются оверхеды. Естественно, они должны быть максимально качественные (мне нравится для этой цели использовать AKG C414 в режиме «кардиоида» или Neumann KM184). Выглядит это примерно так:



Как размещать индивидуальные микрофоны и как совмещать их звучание с оверхедами, поделюсь чуть позже, если, конечно, вам это интересно. Может, вам и своего опыта хватает, и вас и так всё зашибись.
Tags: practice make perfect
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments