Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

  • Music:

Про панорамирование

Мне как-то рассказали, что в первых пультах не было регулятора панорамы. Эти функции выполнял переключатель на три положения: «Влево-центр-вправо». Сейчас, конечно, полегче, наука шагнула вперед, и восприятие человеком звукового источника в пространстве изучено поглубже.

Как человек воспринимает источник звука? Смотрим на рисунок:



У человека два уха (обычно). Если источник находится не по центру, а немного слева, то для каждого уха звук будет иметь две свои ключевые характеристики – интенсивность и время прибытия. Человеческий мозг, объединяя эти данные, определяет положение источника в пространстве. Причем разница в прибытии относительно невелика, и определяется только размерами головы.

А если у нас источником звука является не натуральный инструмент, а акустические системы, разнесенные по панораме? В студии, или в звукоусилении, неважно. Мы видим, что здесь наблюдается та же самая картина:



Если мы помещаем регулятор панорамы по центру, то два разнесенных динамика помещают звук посередине, между ними, в «фантомный центр». И интенсивность звука, и время прибытия в данном случае одинаковы для обоих каналов. А если мы хотим поместить источник звука не в центр, а четко между левым каналом и центром? Повернув регулятор панорамы влево, мы изменим значение только одной составляющей – интенсивности. Время прибытия останется тем же самым.

Замечательный выход дает нам в этом случае применение цифровых пультов, у которых на каждом канале имеется дилей. Итак, что мы делаем:



Нам понадобится два канала. Левый назначен жестко влево, правый – жестко вправо. На правом канале включен дилей 0,12ms, и эквалайзер с небольшой эквализацией типа shelf от 4кГц. Буквально минус 1,5-2 dB. Уровень тоже уменьшен на 1 dB относительно левого канала.

В этом случае Вы получаете очень четкую локализацию источника звука между левой колонкой и центром. Особенно интересно проверить его расположение, сместившись немного в сторону. Если у Вас в центре тоже что-то есть, то спанорамированный таким образом инструмент всё равно окажется левее центральных. Даже если Вы сидите или стоите слева. Такая интересная фишка. Вообще – она очень творческая. Я на ее основе придумал около 10 других, тоже прикольных.

Я не стал подробно расписывать, почему дилей именно такой, или эквализация. Сами, наверное, догадаетесь. Хотя имеется многостраничное описание всего – что, зачем и почему. Но это же ЖЖ, а не конференция AES.
Tags: practice make perfect
Subscribe

  • Соло

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Соло

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…