Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Categories:

Как правильно верить в чудеса

Оригинал взят у anairos в Как правильно верить в чудеса

«Никогда сами не верьте в приметы. Предоставьте это знающим людям».
Михаил Успенский, Андрей Лазарчук, «Посмотри в глаза чудовищ».



В статье «Православная наука» я писал, что современный ученый, как правило, не верит в магию. Причем не верит до такой степени, что иногда у него с трудом укладывается в голове, как в нее вообще может кто-то верить. Фрэзер писал, что всякий колдун – непременно обманщик, потому что должен лучше других знать, что его магия не работает.

Другой хороший пример привела Барбара Мерц в своей книге о древнем Египте. Были обнаружены документы о заговоре в гареме фараона Рамзеса Третьего. Организовала его одна из наложниц: она собиралась ликвидировать мужа и сделать своего сына наследником престола. Обычное дело при дворах разных владык.

Заговор, кстати, провалился, и его участники были, вероятно, казнены. Но речь сейчас о том, что подготовлен он был со всей тщательностью: вдохновительница нашла сторонников, они договорились о времени удара, подкупили стражу и царедворцев, написали множество свитков с заклинаниями, налепили восковых фигурок богов и людей, чтобы связать чарами тех, кого не получилось привлечь на свою сторону...

Вот на этом месте один известный египтолог споткнулся. Он заявил, что тут нужно понимать иносказательно: имелось в виду то, что некоторые важные люди были «превращены в воск», то есть стали послушными орудиями в руках заговорщиков. Причем аргументировал он вполне по Фрэзеру: невозможно, чтобы в таком важном и опасном деле, как дворцовый переворот, кто-то полагался бы на магию.

На самом деле для заговорщиков переворот был, напротив, слишком важным и опасным делом, чтобы в нем можно было обойтись без магической помощи и поддержки. Они-то верили в магию, и на полном серьезе!

Но такие ученые, казалось бы, в меньшинстве в нашем обществе. Большинство, наоборот, верит в магию безоговорочно. Амулеты продаются чуть ли не на каждом углу. Разделы оккультизма и эзотерики в книжных магазинах стали уже больше, чем разделы популярной науки. Пришедшая с Запада позитивная визуализация борется за лидерство в умах с созданным на отечественной почве симороном.

Однако же есть одна деталь, которая заставляет иначе посмотреть на всю картину. Помните известную притчу о священнике и атеисте? На гордое заявление «Я не верю в бога» священник ответил: «Я тоже». И пояснил: в того бога, в которого не верят атеисты – в старика с дурным характером, сидящего на облаке – он тоже не верит. Бог, в которого он верит, выглядит и ведет себя совершенно иначе.

Так вот, здесь все наоборот. Легковерный обыватель и скептически настроенный ученый верят в одну и ту же магию – причем совсем не в ту, в которую верил древний египтянин. Разница только в том, что один думает, что она работает, а второй – что нет.


Поясню подробнее, что я имею в виду.

Для скептика магия – что-то вроде заместительной психотерапии. Если юноша не может естественным путем завоевать сердце беспощадной красавицы, он читает приворотные заговоры, чтобы уменьшить фрустрацию. Фрустрация, кстати – это то неприятное чувство, которое всегда возникает, когда тебе чего-то хочется, но не получается. Я сам долго не знал, что значит этот латинский термин.

Земледелец не может никак повлиять на дождь и солнце, и платит жрецу за ритуалы, чтобы создать иллюзию контроля и успокоиться. Безнадежно больной, от которого отказались врачи, идет к целителю или едет к чудотворной иконе, чтобы «сделать хоть что-то». Лентяй, не желающий тратить силы на карьеру, лежит на диване с чеком, который он сам себе выписал от имени вселенной, и визуализирует, как купается в деньгах. Это дает ему иллюзорное чувство наслаждения успехом и успешно заменяет настоящий успех.

Итак, если человек не может или не хочет ничего реально сделать ради своей цели, и ему от этого нехорошо, он совершает символическое действие, которое приносит ему желанную разрядку и чувство удовлетворения. Заодно оно снимает чувство ответственности: если от сверхъестественных сил ждут исполнения желания, то и вина за неисполнение лежит на них же. Вот и вся магия.

А теперь оглянитесь вокруг и убедитесь, что в словах скептика есть резон. Сотни тысяч людей используют магию – как неофициальную, так и ту, что предоставляют признанные религии – именно с этой целью: как последнее средство или инструмент для снятия с себя ответственности, но в любом случае – как замену и альтернативу реальным действиям.

Только они верят, что все это в самом деле может сработать. А если не сработало, то, по крайней мере, сразу понятно, кто виноват. Заговор произнесли неправильно, симоронский ритуал вышел недостаточно абсурдным, визуализировали недостаточно позитивно. Ну, или батюшка попался какой-то не очень благодатный, в следующий раз стоит попробовать другого.

Особенно хорошо это заметно, конечно, по тем двум школам постмодернистской магии, о которых я уже упомянул – симорон и позитивная визуализация. Они изначально создавались именно с этой целью – вместо того, чтобы, потея и надрываясь, трудиться ради своей мечты, договорись с вселенной, чтобы она сама подогнала тебе все нужное на блюдечке, по закону ли притяжения, или по какому-то другому.


Было ли такое в древние времена, когда люди верили в магию и чудеса по-настоящему, а не как сейчас? Несомненно, такое было, и примером тому сказка под названием «Лентяй Шейдулла».



Главный герой этой сказки живет в бедности по причине своей неисправимой лени. В конце концов, он решает пойти в далекий край, на высокую гору, где живет всеведущий мудрец, и спросить у него, как можно разбогатеть, ничего не делая.

По дороге Шейдулла встречает волка, который не может ничего есть из-за боли в животе; рыбу, у которой не закрывается пасть; яблоню, на которой вырастает каждый год всего лишь одно яблоко. В лучших традициях сказки все они говорят с ним, и, хотя и не идут все вместе к мудрецу, но просят, чтобы Шейдулла спросил у мудреца совета и за них тоже.

Мудрец оказывается и вправду всеведущим и дает советы всем, про кого Шейдулла спрашивает, однако не с начала, а с конца. Яблоня чахнет, потому что под ее корнями зарыт горшок золота. Стоит его выкопать, и она начнет цвести и плодоносить. У рыбы в голове застрял драгоценный камень размером с кулак. Стоит его вынуть, и она выздоровеет. Ну а волку, чтобы получить исцеление, нужно съесть самого ленивого человека на свете.

Шейдулла спрашивает, а что же с его просьбой, и мудрец отвечает, что его желание – стать богатым, не трудясь – уже исполнено.

Обрадованный герой спешит домой. Яблоня и рыба, узнав совет мудреца, просят его о помощи, но он отвечает, что ему лень напрягаться, а богатство без труда уже ему обещано, так что ни золото, ни драгоценный камень не нужны.

Заканчивается сказка именно так, как и должна: в конце обратного пути Шейдулла снова встречает волка и рассказывает ему всю историю. Выслушав ее, волк решает, что ему далеко ходить не надо, потому что самого ленивого человека на свете он уже нашел...

Вспомним теперь, что в сказке путешествие героя в дальнюю страну – это путешествие мага в иной мир. И сказка, помимо очевидного, обретает и иной смысл: не будет пользы тому, кто пытается достичь цели при помощи магии, сам ничего не делая. Магия открывает путь к желаемому, но пройти по нему все равно придется самостоятельно.

Но раз потребительское отношение к магии вызвало к жизни эту откровенно издевательскую сказку, значит, оно все-таки не было общепринятым.


На самом деле для наших предков, создававших магию, она не заменяла реальных действий, а наполняла их смыслом и превращала в таинства. Поэтому ритуалы для исполнения желаний – только малая часть всех ритуалов. Основное их предназначение – сопровождать человека в каждом деле.

Что такое таинство? Это жест, в котором участвуют сразу две стороны. Человек со своего конца и Бог со своего вместе провозглашают свою волю – потому что она у них общая.

Если вы просто засеваете поле, то это лишь одно событие из многих. Оно не имеет значения. Но если вы засеваете поле с ритуалом, то оно превращается в сотворение мира – и тогда сила, сотворившая мир, будет на вашей стороне.

Если вы ухаживаете за девушкой, это просто ваше желание. Вселенной нет до него дела. Но если вы ухаживаете за девушкой с ритуалом, то воссоздаете саму природу вечной любви, управляющей всеми отношениями мира. Тогда любовь как сила, конечно, поможет вам.

Тот, кто действительно верит в магию, не хочет, чтобы чудодейственная сила сама решила все его проблемы. Он хочет решать проблемы мира вместе с этой силой, в согласии с ней. И если превратить свою жизнь в чудо, то чудеса начнут случаться вокруг.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment