Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:
  • Music:

Про пульты

Мне рассказывали, что в первых пультах, позволявших делать стерео-миксы, не было регулятора панорамы. Был трехпозиционный переключатель «лево-центр-право». Соответственно, творческое панорамирование было довольно прямолинейным, типа – вокал слева, барабаны справа. Ну, вы слышали такое. Билтузы звучали именно так поначалу. Это потом придумали переменный резистор с нихромовой проволокой для панорамы. И эквалайзеров, кстати, в первых пультах тоже не было. Пультеки были отдельными приборами. Так же, как не было инсертов, подгрупп и оксов (aux). И люди были добрее.

Артисты пели, при необходимости брали уроки вокала, поэтому студии не скупали интонаторы и автотьюны, да их и не было еще тогда. Звукоинженеры вдумчиво выбирали микрофоны и расположение их, не надеясь на эквалайзер при сведении. Студией называлось помещение, в котором записывали музыкантов. Студии обладали разным звучанием, и люди знали, что рояль надо поставить ближе к этой стене, а контарабас – в тот угол. Искусственных имитаций помещений тоже не было.

Сотрудники студий были фанатиками своего дела, всё время стремились к повышению качества работы. Заметили, что многомикрофонная запись оркестра имеет неприятную особенность – большое количество нелинейных искажений. Из-за того, что микрофоны не получалось полностью изолировать друг от друга, их сигналы, складываясь, формировали фазовые искажения. Для корректировки фазы на каждую ячейку пульта стали ставить эквалайзер, который в итоге стал четырех-полосным параметрическим и был назван «британским EQ».

Много чего было в первый раз. Сейчас-то мы этим пользуемся и не задумываемся, что когда-то этого не было. Вот и сейчас – такие жаркие дебаты. Пульт для звукоусиления - цифра или аналог? Причем сравнивается, например, Yamaha M7CL и Midas Heritage3000. Это некорректно, вообще-то. А почему не сравнивать в таком случае DiGiCo D1 и Behringer какой-нибудь? И обоснованно заявлять, что аналог не звучит вообще, на нем микса нормального не сделаешь, и с надежностью в аналоге ба-а-льшие проблемы?

Лучше как-то корректней подходить к сравнению. Если уж Yamaha M7CL, то пусть оппонентом у нее будет, например, Allen&Heath GL4800. Это будет одна ценовая категория. И сравнивать. Начиная с габаритов, веса, необходимости внешнего аутборда, простоты коммутации, качества преампов, надежности элементов, звучания, качества микширования, простоты интерфейса, наличия и уровня автоматизации, и т.д.
Я не думаю, что Yamaha M7CL проиграет.

А у Midas Heritage3000 пусть конкурентом будет DiGiCo D5. И так же сравнивать. И опять же – я сильно сомневаюсь в победе Midas’а. И аргументы о том, что кому-то систематически не везет с цифровыми пультами, ничего не значат в общих тенденциях. Всё упирается только в персонал. В его подготовку и желание сделать работу качественно. Основная проблема у нас – в этом. И неправда, что в случае чисто аналоговых технологий звук лучше и все надежнее, типа – не виснет. У меня в Казани посреди концерта выбило автомат, на который был заведен весь FOH. Так вот у них было сделано. А фигли он выбил? – спрашиваю у местного инженера. А бывает у него иногда, - говорит он мне. Нормально, да? Хотя пульт у них был и аналоговый, концерт подвис на некоторое время.

Для меня самая клевая фишка цифровых пультов – наличие дилея на каждом канале. Например, можно очень четко скорректировать прибытие звука от рабочего барабана на оверхеды и на его собственный микрофон. Нет, это можно и на аналоговом пульте подровнять, но здесь проще делается. Ну и много еще чего есть «за». Как бы нам не хотелось панорамировать жестко вправо-вцентр-влево, всё равно поставят переменный потенциометр. Потому что удобнее и для музыки лучше.

Кстати, M7CL у нас стоит 28к$, в Дубаи на складе - 14к$, а в Японии, на заводе, где их делают – 7,5к$. Так что с чем его сравнивать, на самом деле – еще надо подумать. Но на PM5D совсем другие преампы, другая схемотехника, конвертеры и т.д. Абсолютно райдерный пульт. И звучит очень хорошо. Лучше, чем Soundcraft Series Five.

Вот, вопщим ифсио.
Tags: practice make perfect
Subscribe

  • Соло

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Соло

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…