Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Листая старые страницы

Нашел свой текст, писал 7 лет назад. Интересно посмотреть на его актуальность сегодня.


В последнее время периодически встречаюсь с возмущением некоторых Артистов: вот, их музыку скачивают, слушают, а денег не присылают. И выводы – мол, скачивание музыки из сети это зло, потому что не приносит создателям денег. Спрашивается: а что, разве кто-то обещал?

Здесь есть некоторое непонимание (или нежелание понять) довольно простых вещей. Чтобы создание музыки приносило денег людям, участвующим в процессе, необходима так называемая бизнес-схема. Желательно работающая.

Как это устроено в шоу-бизнесе?

Имеется лейбл, работающий с определенным жанром и продвигающий его. Есть студии, обладающие опытным персоналом и техническими средствами для воплощения задуманного. У лейбла также обязательно присутствуют взаимоотношения с форматными радио и прочими масс-медиа, а также выходы на розничные сети.

В этой бизнес-схеме присутствует много участников:

Артисты со своими музыкальными идеями;

Продюсеры, оформляющие их в удобоваримую и актуальную форму;

Звукоинженеры, с пониманием того, какими средствами достичь задуманного продюсерами;

Пиарщики со знанием запросов аудитории, и возможностями по продвижению Артиста;

Розничные магазины.

И нельзя сказать, что какое-то звено является лишним в процессе создания и продажи музыки. И это один, неделимый процесс – «создание и продажа музыки».

Многие, особенно так называемые «инди-артисты», стараются эту схему упростить.

Продюсер? Да зачем он нужен, будет ограничивать мою свободу самовыражения и навязывать свое понимание. Я и сам себя спродюсирую.

Студия? Да ну её, дорого, и всё равно никто не понимает, как мои нетленки должны звучать на самом деле. Куплю-ка я себе нормальную звуковую карту и сам дома сведу.

Пиар? У меня есть ЖЖ, фейсбук, а еще вконтакте, майспейс, и прочие ластэфэмы.
Розничные магазины? Да сейчас всё в интернете.

Сами запишем, выложим в сеть, и проснемся богатыми и знаменитыми.

Энтузиазм на этапе продакшена с такими исходными данными закрывает глаза на очевидную вещь: это не шоу-бизнес, это - самодеятельность. Я ничего не имею против, хочу только обратить внимание: в самодеятельности никаких денег не было, нет, и никогда не будет. Деньги – в шоу-бизнесе.

Самодеятельность вовсю копирует шоу-бизнес. Вместо продюсирования – «я сам (сама)». Вместо студии с грамотно построенной контрольной комнатой – компьютер в квартире, вместо грамотного пиара – личные блоги, вместо кассовых концертов – «клубные». Непонятно, почему подобная пародия должна приносить настоящие деньги. Хотите денег – перестаньте любоваться собой, жаловаться на жлобов, наймите, наконец, себе директора, и идите в шоу-бизнес. Выстраивайте отношения с людьми, реально умеющими и владеющими предметом, а не с попугаями из тусовки.

Есть лакмусовая бумажка, по которой видно, насколько артист погружен в самодеятельность. Это так называемые «клубные» концерты. Вообще-то официально никаких «клубов» не существует. Официально – это «предприятие общественного питания». Наличие в нем маленькой сценки и пары колонок позволяет им иметь более высокую наценочную категорию (типа - "ресторан с живой музыкой"). А надпись на вывеске «Клуб» дает им право особо не заморачиваться с кухней и нещадно разбавлять пиво.

Гонорарчики музыкантам они платят неохотно: «Если на вас придет 50 человек, то мы заплатим ### денег». Неработающие мониторы (если имеются) и неадекватный чел в качестве резидентного звукорежиссера на условной зарплате, это реалии 95% «клубов». И вот, - артисты «работают по клубам». Годами. Приезжают на метро, уезжают на метро. Зато, вроде при деле. Пришло 100 человек, напились пива, скурили 50 пачек сигарет – успех. Пришло 300 – суперуспех. Смешно. Откуда деньги-то возьмутся?

И еще один момент, который любят смаковать самодеятельные артисты – «раскрутка через интернет». В качестве примера приводят, например, Arctic Monkeys (Их еще кто-то помнит?). Журнал «Роллинг Стоун» писал, что они выкладывали свои песни в интернете, и вообще, активно пиарились в сети, а потом – бах, и продали за неделю 700 000 экземпляров своего альбома. Этакие инди-артисты, достигшие настоящего успеха. Такая чушь!

Чтобы напечатать тираж 700 000, нужно денег около $400 000. А чтобы все магазины по стране захотели взять альбомы в таких количествах, даже на реализацию, нужны механизмы взаимоотношений с этими магазинами несколько более сложные, чем «мы записали альбом, возьмёте продавать?» Просто - шоу-бизнес для пиара использовал и интернет, только лишь. Все остальные схемы остались прежними.

Бизнес-схема в шоу-бизнесе не изменилась вообще. Механизм «лейбл-производство-пиар-розница» по-прежнему остался. Ну, разве что вместо розничных магазинов – itunes, и подобные, но это не меняет сути. Потому и идет нещадная борьба с торрент-трекерами, чтобы они не снижали продажи. Но это для тех, у кого уже был действующий механизм получения прибыли от музыки. А вот чего возмущаются те, у кого никакого механизма не было – независимые, инди, самодеятельные артисты – мне непонятно. Вы записали на коленке песни, на кухне свели, выложили в сеть. Ну и молодцы! Это и есть ваша награда, радуйтесь, работайте дальше.

Гребенщиков говорит, что они 14 лет работали бесплатно. Но в то же время, я помню, что мне из питерского рок-клуба присылали регулярно кассеты с Аквариумами, Странными Играми, Зоопарками и прочими Трубными Зовами. И я за них платил кому-то там. До артистов мои деньги, и деньги таких, как я, наверное, не доходили. Но я ни разу не встречал ни в то время, ни сейчас стенаний со стороны Гребенщикова, что его обжимают на бабло. Более того – все альбомы Аквариума появляются в сети одновременно с выходом тиража на твердом носителе. И вроде как продаются, и допечатываются, и старые альбомы периодически допечатываются. То есть – с музыки можно жить? И жить нормально?

Ну, а если ваши песни скачали, а бабла не прислали – может, не всегда виноват слушатель? Может, песни-то надо было спродюсировать грамотно, записать прилично, и раскрутить не только в ЖЖ?

Я, честно говоря, качаю музыку. Искренне считаю, что, прежде чем что-то купить, надо попробовать. Обращали внимание – в супермаркетах стоят девушки, предлагают попробовать йогурты, колбасы и прочую снедь? Или там – драйв-тест для авто? С музыкой у меня то же самое. Понравилось – купил, а не понравилось – не купил. Имею право.
Subscribe

  • Камрады, посоветуйте

    Давно ничего смотрибельного даже в сериалах не видать. Может - взгляд замылился, может - просто не замечаю. Во что бы забычиться длинными вечерами?…

  • ГОНКИ МАРШРУТОК С УДАРАМИ

  • Дискурсморгены

    Сейчас расчехляются на-полную. Я не про Соловьева, с ним все давно понятно. Я про второй уровень. Дмитрий Юрич проявил себя недавно, Мардан слетел с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments