Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:

Чистый звук

Тема спорная, может, у меня просто не хватает информации, но всё же.

От многих гитаристов слышал, что на комбе Фендер Твин Ревёрб отсутствует чистый звук. Даже небольшое количество гейна придает звуку искажения.

И, в самом деле - подобный эффект есть, и не только на твинах, практически любой ламповый усилитель начинает формировать искажуху, пусть незначительную, но уже на небольшом гейне.

Поэтому для чистого звука некоторые артисты предпочитают отдельный транзисторный комбарь, например Roland Jazz Chorus.

Но в этом есть что-то неправильное - смотрим видео, ходим на концерты, и видим и слышим, что у музыкантов получается играть на фендерах чистым звуком. В чем засада?



Мне не нравятся искажения от задранного гейна, какие-то они слишком уж "немузыкально грязные", какая-то муть висит от них. То есть - впечатление, что гармоники создаются не конкретно взятой нотой, а фиг знает чем. Я взял гитару, включил ее в Smaart (через карту с хай-гейн входом, конечно) и посмотрел на спектр. И все стало понятно.

Прелюдия. Как Вы, наверное, знаете, существует всего три, или четыре схемы лампового гитарного усилителя, остальное - производное от них и вариации на тему (так мне, по крайней мере, рассказывали). Для любителей изучить вопрос - сюда.

Для начала, давайте посмотрим на входной каскад Twin Reverb, раз уж у нас речь о нем:



Как видите, сигнал с инструмента приходит сразу на лампу входного каскада (через согласующее сопротивление), далее - EQ. Если на этой лампе уже возникают искажения, то что-то же их формирует? Вот тут на помощь пришел Smaart. К сожалению, сейчас у меня нет под рукой карты, чтобы положить аутентичные катринки, поэтому на словах. Картинка сигнала, приходящего с гитары, очень интересная - там много низа. Которого, по сути, в гитарном звуке быть не должно. Причем по уровню этот низ может быть довольно существенным. Его не слышно в комбаре, потому что гитарные динамики серьезно ограничены по спектру внизу, но из гитары-то он прёт.

На лампе, при достижении уровнем сигнала порога гейна, формируются гармоники. Если в спектре сигнала присутствует "горб" на какой-то частоте (или в части спектра), то гармоники возникают именно от той частоты. А НЧ-составляющая во многих инструментах неприлично высока, резонансы деки (корпуса) - составляющая часть гитарного саунда. В инструментах с вклеенным грифом это явление заметнее, в болченых грифах меньше, но ненамного. Резонанс может быть как полезным, так и нет. Этот избыточный низ и дает "грязь". Причем его не убрать с помощью EQ на комбаре, так как тот стоит дальше по схеме. Значит - убирать нужно на гитаре.

Темброблоки на гитарах, даже у очень "серьёзных" брендов - это стыд и позор. Например, он может опустить всё, что  ниже 500Гц, или поднять выше, то что выше 500Гц. И тому подобный примитив, который задач формирования звука не решает никак. Потому у большинства музыкантов с серийными инструментами темброблок на гитаре находится в положении "все ручки вправо". Что тоже явно не лучшее решение.

Лучшее решение - обрезной фильтр на 82Гц прямо в инструменте, даже можно довольно крутой - 24дБ/октаву, например.

У меня приятель изменил таким образом свой Стратокастер Америкен Делюкс (как-то так, вроде), и надо же - появился чистый звук. Мало того - темброблок на самом комбаре стал частью звукообразования. Раньше он использовался компромиссным способом - сделать грязь незаметной, но чтобы звук был не гадостно-визгливым. А теперь  темброблок работает на саунд. Второе - в гитаре появился музыкальный низ. Ноты внизу, хоть на чистом, хоть на перегруженном звуке стали плотными, тугими и очерченными. И так далее.. Но есть и отрицательный момент - ему пришлось пересмотреть звукоизвлечение, неожиданно он стал понимать, что такое динамика исполнения, и много печалей отражалось на его челе, как говорится.

И чистый, и перегруженный звук обрели реальные очертания, без паразитных артефактов.

Я к чему вспомнил события десятилетней давности - мне в пятницу приедет как раз та самая гитара, у которой все операции были уже сделаны на заводе, и мы впервые обратили внимание, что с одного инструмента чистый звук есть, а с другого нет. Именно она. Получилось сравнить этот ЛесПол с Гибсоном, сравнение не в пользу последнего. Хотя оба инструмента были в одной ценовой категории, относительно дорогие тогда (около 3k$).

Так что некоторая доработка инструмента, даже если на нем написано Самое Великое Гитарное Название, не помешает. В противном случае можно просто говорить: "у меня Гибсон", например. Это тоже востребовано. Уметь играть при этом необязательно, тащемта, его можно просто сдавать в аренду.

PS. Если решите проверить свой инструмент, то отключите "взвешивание" на анализаторе. Взвешивание (weighted) требуется для оценки того, что достигает уха. Электронные компоненты "слышат" сигнал линейно, им взвешивание не нужно. Non-weighted, вопщим, в данном случае.
Tags: practice make perfect
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment