Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Вы любите Вагнера?

Помню, в моем детстве была книжная серия "Подвиг". Книжки в мягкой обложке, в каждом томике 2-3 произведения. Были порой очень сильные.

Недавно вспомнил опубликованный там роман (?) "Вы любите Вагнера?" Жана Санито.

Сюжет по своему гениален: Из поезда с военнопленными сбегает русский офицер Сергей, который до войны учился в Ленинградской консерватории. И вот, он скрывается от идущих за ним по пятам гестаповцев в парижских подвалах, подъездах и чердаках. Случайно знакомится с парижанкой, которая, по воле случая, опять же, участвует в антифашистском подполье - маки. Параллельно, как полагается в произведениях подобного жанра, Сергей периодически пересекается со своим антагонистом из гестапо. Даже разок ему пришлось заночевать на чердаке дома, где гестаповец проживал. А у фашиста есть один бзик - он помешан на Вагнере, всюду таскает с собой граммофон, ящик с пластинками, и при каждом удобном случае слушает "Кольцо Нибелунгов".

И автор показывает нам разницу в восприятии музыки Вагнера - как ее переживает гестаповский чин, и как - ленинградский интеллигент. Такая интересная многоплановость ощущений.

Книга сама по себе написана интересно, присутствуют все необходимые кинематографу штампы, практически - готовая сценарная заявка. Могло бы получится не хуже, чем "Главный калибр", про который любит писать Березин. А то и лучше - Париж, форма от Хьюго Босс, небритое изможденное лицо героя, парижанка, подполье, взрывы, стрельба. И - Вагнер!

С Вагнером у меня, если честно, небольшая непонятка. "Кольцо Нибелунгов" считается самой длинной оперой в мире, исполнение которой случалось весьма редко, и первая запись была произведена, по официальной легенде, в конце 50-х под управлением маэстро Шолти. Я вполне допускаю, что в Германии в конце 30-х тоже была проделана такая работа. Но чтобы в Ленинграде до войны исполнялось "Кольцо Нибелунгов" - как-то с трудом верится. Надо будет перечитать, может в книге есть упоминание, где советский офицер Сергей мог слышать Вагнера.

Ибо без слышания осмысление музыкального произведения, да еще крупной формы, невозможно. А взгляды на музыку там описываются интересные, особенно на противопоставлении. Введение в музлитературу, практически.
Subscribe

  • Сегодня на LSJ

    Факторы звучания микрофонных преампов Иона Альтров раскрывает, что скрывается за такими терминами, как «окраска», «теплота» и «характер».

  • Сегодня на LSJ

    Мы можем поговорить? Алекс Стефанчич объясняет, что должен знать каждый певец с точки зрения микс-инженера. Читать полностью.

  • Сегодня на LSJ

    Ментальная сторона микширования Майкл Фэй определяет, что способность нашего разума распознавать, изучать и помнить хорошие, плохие и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments