Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:

Волнозвук

Как в звукоусилении, так и в звукозаписи, одной из задач микширования является создание определенного объема в музыке.

Инструменты должны быть выстроены по высоте (тембрально «разведены», оркестровая вертикаль), а также по глубине сцены. Относительно песни – это когда вокалист находится на первом плане, инструменты сзади. Создание глубины микса часто является проблемой для начинающих микс-инженеров. Если звуковые планы выстроены неверно, то имеем, что имеем: даже опытные артисты могут звучать странно, распространенная проблема – вокалист поёт внутри барабанной установки, причём у него в животе звучит акустическая гитара.

Чаще всего это происходит по причине того, что в среде саундменов не принято рассматривать вопрос звуковых планов, и накапливается ошибочный опыт, который при помощи мантр «я всегда так делаю» или «все так делают», цементируется в массе работ, которые в итоге сложно назвать качественными.


Почему звуковые планы важны для правильного восприятия музыки? Давайте посмотрим на симфонический оркестр в его естественной среде обитания.



Внизу, в центре – дирижер. Справа-налево: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели. Затем – деревянные духовые, контрабасы. Затем – медные духовые, и последний ряд – ударные и перкуссия. Один из возможных, довольно распространенный вариант рассадки оркестра.

Темп оркестру задает дирижер. Движение дирижерской палочки дает оркестру, или группе инструментов сигнал, когда нужно взять ноту, или длительность ноты, или динамику ноты, следуя инструкции (партитуре). Весь оркестр может одновременно вступить (tutti), повинуясь указаниям дирижера. Умение музыканта четко следовать за дирижерской палочкой является хорошим подспорьем в карьере оркестрового музыканта.

Теперь посмотрим на это дело с позиции слушателя, находящегося в партере.
Слушатель получает широкую звуковую картину (весь оркестр физически расположен перед ним в ширину), и выстроенную оркестровую вертикаль. Но также он получает глубину сцены, потому что музыканты, находящиеся перед ним на сцене, находятся от него на разном расстоянии. Если от первых скрипок слушателя отделяет 5-6 метров, то до духовых, а тем более ударных может быть метров 10-12.

Звук в воздухе распространяется со скоростью примерно 330м/с. Разницу в 6 метров звук преодолевает за 55мс. Считается, что человек четко идентифицирует два источника, если разница в прибытии составляет 60мс. Если разница меньше, что для слушателя звуки практически сливаются. Но это не значит, что звук не изменится, у него просто появится дополнительный объем. Что и происходит в случае человека, находящегося в партере – за счет расположения оркестра по глубине происходит погружение в музыку, когда она волнами накатывает со сцены.

Теперь немного отойдем от лирики, и попробуем посмотреть, что же это за волны такие.

За условное отображение звуковой волны в профессиональном аудио (про-аудио) отвечают индикаторы. Самые распространенные – индикаторы уровня. Они просто отображают уровень сигнала в том или ином месте звукового тракта. В зависимости от баллистики (скорости реакции на входящий сигнал), эти индикаторы могут показывать пиковые, или усредненные значения.



На каждый канал микширования – свой индикатор уровня.

Более внятную картину дают индикаторы спектра сигнала.



Здесь присутствует две оси – по вертикали уровень сигнала в dB, по горизонтали – спектр сигнала. На данном индикаторе виден уровень сигнала на конкретной частоте.

И, наконец, третий тип отображения – waterfall (водопад).



В дополнение к оси уровня и оси частот появляется ось времени.

Данная индикация показывает не только определенный уровень конкретной частоты, но и её поведение. При помощи данного графика можно увидеть проблемные (торчащие или проваленные) частоты у монитора, наличие стоячих волн в помещении, и т.д. Обычно данное отображение используют для представления поведения конкретной акустической системы в конкретном помещении.

Так вот, график waterfall наглядно показывает, как «выглядит» музыка. На представленном графике зафиксирован только лишь короткий импульс, и его затухание. А представьте, какие волны наполняют помещение, когда оркестр играет симфоническое произведение, со сложными формами, различными темпами, многообразием средств подачи и выразительности, с динамикой и экспрессией - слушатель находится просто в океане звука.

Помним также про то, что звук – это волна. Огромное количество волн, разной высоты и силы действуют на человека. Если помнить о том, что каждый инструмент имеет свою функцию, не только музыкальную, то имеет смысл говорить о музыке, как средстве воздействия на человека.

Музыка – интересное явление. Мне она кажется гораздо большим, чем средством создать определенное эмоциональное состояние. Работа музыки, мне кажется, пока еще не изучена, или изучена очень плохо.

Мы безошибочно, по паре тактов определяем – это перуанская музыка, это индийская, это арабская. Музыка нас ментально переносит в любую страну. То есть – в ней прописан некий код, который определяет принадлежность к определенной местности. Может, при её помощи можно не только ментальные путешествия совершать?

Развитие темы.
Subscribe

  • Вот опять же

    Вообще, на тему музыки я могу много говорить и писать, потому что непрерывно изучаю вопрос. Есть одна старая шутка: "Нашёл офигенного барабанщика,…

  • Немного хулиганства

    Чтением форума Шоу-Мастера навеяло. Воспринимать буквально не стоит, в тексте много аллегорий :) ТопикСтартер (ТС:) Решил заняться прокатом…

  • Увидеть Монтгомери, и..

    В Ярославле жил замечательный гитарист - Юрий Тихомиров. Мой хороший приятель брал у него уроки, и в разговоре про звукоизвлечение Юрий рассказал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments