Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:

Статья про AKG D5 и C5

Статья опубликована в журнале "in-Out" №61 (№4 2007).


Две пятерки AKG.

Австрия. Европа, Моцарт и AKG acoustics. Каждый звукоинженер знаком с австрийскими микрофонами, будь то «рабочая лошадка» C414, или ламповый C12. Недавно AKG выпустила две новых модели – конденсаторный микрофон С5 и динамический D5. На шоу NAMM зимой 2007 года они были представлены так: «Серия C5/D5 имеет очень привлекательную внешность, прочный индустриальный дизайн, а также высочайшее звуковое качество и недостижимое ранее противостояние фидбеку».

Прежде чем усилить, нужно выбрать

В сущности, дизайн микрофонов с момента изобретения не сильно изменился – скорее развился, а основные принципы остались неизменными: звуковая волна путем колебания мембраны преобразуется в электрический сигнал и достигается это различными методами в динамических, конденсаторных и ленточных микрофонах. Полученный электрический сигнал, проходя в дальнейшем через различные приборы, усиливается до величины, достаточной для того, чтобы динамик смог опять сформировать звуковую волну уже большей амплитуды, которая достигает ушей слушателей. На всем пути прохождения сигнала мы стараемся использовать наиболее качественные приборы, но насколько тщательно мы подходим к выбору микрофона? Ведь оттого, насколько корректно пройдёт первое преобразование звуковой волны в электрический сигнал, настолько естественным в итоге будет общее звучание.

Компания AKG, разрабатывая дизайн микрофонов, стремится к простоте, качеству и функциональности. Объединить столь простые на первый взгляд понятия нелегко. Но когда это удается, микрофон становится надежным партнером музыканта или звукоинженера на долгие годы.

Конденсаторный микрофон C5

Даже внешне этот микрофон очень солидный – когда берешь его в руки, понимаешь – вещь! Прежде, чем его подключить, мне было любопытно взглянуть на его конструкцию. Все его части соединены очень простым способом. Открутив защитную решетку с ветрозащитой, я обнаружил золотой капсюль, укрепленный на неопреновом подвесе. Вытащить конструкцию «капсюль-подвес» из тела микрофона довольно легко, никакого клея для сборки не применяется, только тщательно подогнанные по размеру компоненты. Внутри на корпусе микрофона есть четыре выступа, удерживающих в нем подвес. Провода, идущие от капсюля, имеют цветную маркировку. Блок электроники закреплен жестко (при помощи пайки) на выходном разъеме XLR с позолоченными разъемами. Для полной разборки микрофона требуется открутить только один винт, крепящий XLR. Корпус микрофона – литой, все части соединены очень прочно и надежно защищены. Надежность такова, что его можно смело рекомендовать даже для хип-хоп сцены, известной достаточно вольным обращением с микрофонами.

В комплект поставки C5, помимо непосредственно микрофона, входит держатель для микрофонной стойки SA61 и «presence booster» - пластиковая крышечка, надеваемая на капсюль. Он очень эффективен при использовании микрофона для усиления речи - поднимая на 5dB диапазон 5кГц-9кГц, обеспечивает «оптимальное качество передачи речи». Устанавливается «presence booster» очень просто – отвинчивается верхняя защитная решетка, и бустер устанавливается на капсюль.

Корпус микрофонного капсюля C5 покрыт 24-каратным золотом для защиты от влажности и коррозии. Еще одним барьером от внешнего воздействия служит усиленная стальная решетка и внутренний поп-фильтр.

Разобравшись с конструктивом, переходим к самому главному – звучанию микрофона. Сам по себе любой микрофон звучит неплохо, поэтому для корректности теста ему нужен соперник. Для C5 в качестве спарринг-партнера мы выбрали Beta87. При установке микрофона на стойку необходимо надежно ее затянуть: C5 - увесистая штучка. Но звучит великолепно! С установленным «presence booster» звук слегка ярче, чем у Beta87, а без него звучание гораздо более сбалансированное, чем у соперника.

Для решения «большого звукорежиссерского кошмара» - фидбека - этот микрофон подходит наилучшим образом. Самая высокая степень противостояния фидбеку из всех ручных конденсаторных микрофонов для сцены! Характеристика направленности – кардиоида, обеспечивает гораздо лучшее подавление звуков, приходящих сзади по оси микрофона, в отличие от гиперкардиоиды и суперкардиоиды. Как видно из рисунка, характеристика направленности всё-таки имеет небольшой «хвост» на 180 градусов. Это может быть полезно при работе этого микрофона с рабочим барабаном.

Я обнаружил, что если говорить вплотную в микрофон с установленным «presence boost», то достигается очень детальное и яркое звучание голоса. С «presence boost» вокалисты звучат, в основном, очень уверенно. Эквализация требуется самая минимальная, хотя на женском вокале может понадобиться де-эссер. Без «presence boost» вокал очевидно более теплый и сбалансированный.

В целом С5 производит очень взрослое впечатление. Серьезный микрофон для серьезных задач. Я думаю, что AKG создала эту модель в расчете на исполнителей, которым не безразлично, как они звучат на сцене и в зале. Тщательная проработка нюансов, очень хорошая микродинамика – когда вокалист поет в С5 после другого микрофона, появляется ощущение, что вокал вырвался на простор из клетки. Очень удачная модель.

Динамический микрофон D5

Внешне практически идентичный C5, динамический микрофон D5 похож и по внутреннему креплению микрофонной головки в корпусе. Этот суперкардиоидный микрофон имеет очень эффективное подавление шумов от касания рук и сверхнадежный подвес.

Компания AKG разработала для динамических микрофонов технологию Varimotion, где диафрагма имеет различную толщину в середине и по краям. Для микрофона D5 применена новейшая технология Laminate-Varimotion. Микрофоны с такой диафрагмой имеют улучшенную передачу частотного диапазона, постоянность звуковых характеристик с течением времени, а также выдерживают более высокий уровень SPL. Фактически, максимальный уровень звукового давления обозначен в инструкции производителя как 147dB SPL при 1% THD или 156 dB SPL при 3% THD. Проще говоря, для того, чтобы добиться от этого микрофона хоть каких-то слышимых искажений, нужно перегрузить его уровнем звука реактивного самолета. Но самое главное – двуслойная диафграгма Laminate-Varimotion имеет более ровную АЧХ, чем обычная диафрагма и, следовательно, гораздо меньше подвержена возникновению эффекта фидбек.

Магнитный сплав состоит из неодима с добавлением железа и бора, чтобы увеличить мощность «мотора». Инженеры AKG говорят: «Это здорово работает с диафрагмами большого размера (дюйм и больше). Комбинация большой диафрагмы и сплавов с редкоземельными компонентами в наших магнитах позволяет нам выйти на совершенно новый уровень применения динамических микрофонов на сцене. Многие заметили, что применение этих микрофонов заметно возросло в последние пять лет».

Очень быстрый мотор магнитной головки хорошо отрабатывает переходные процессы, обеспечивая хорошую ясность, не «загрубляя» атаку звука, и великолепно справляясь с активной подачей вокала. Для вокалистов D5 звучит предпочтительнее в мониторе, чем 58-й. Для мониторов с одинаково отстроенной эквализацией, D5 обеспечивает большую разборчивость. Даже в сравнении с Beta58 (более современным и дорогим, чем 58-й), D5 обеспечивает большее противостояние фидбеку – разница около 3,8dB в пользу AKG. Это очень громкий и разборчивый микрофон, великолепно звучащий на сцене. В миксе вокал может звучать по-разному, в зависимости от типа применяемой реверберации. Но звучание его всегда остается теплым, сохраняя яркость и прозрачность, что особенно заметно на хорошей системе и при использовании ушных мониторов.



Созданием этого микрофона компания AKG Acoustics раздвинула границы в микрофонном дизайне. Примененная в D5 технология Laminate-Varimotion настолько удачно показала себя, что для её поддержки создан сайт с несколько нескромным названием www.feedbackisdead.com («фидбек мёртв»). Может, и не совсем еще мёртв, но большой осиновый кол в него D5 уже забивает.

Заключение

Есть только одна вещь после исполнителя, инструмента и помещения, которая делает основную работу по преобразованию звука в сигнал – это микрофон. В мире производятся сотни плохих микрофонов. Такие факторы, как фазовая согласованность, частотное разрешение и другие, жизненно важные вещи часто игнорируются, если устраивает цена. Фактически, многие люди убеждают нас, что в микрофонном дизайне (особенно для динамических микрофонов) все уже давно придумано, и что микрофон, созданный 30 лет назад, гораздо лучше, чем современные модели. Другие люди используют устаревшие модели только лишь по привычке. На самом деле нужно только допустить, что технологии и изучение акустики и психоакустики не стоят на месте, и в сегодняшнем мире исполнители на живых концертах, даже на больших площадках и стадионах, могут звучать, как на альбоме. Любовь к инновациям в компании AKG была заложена еще при основании - 60 лет назад. Два новых сценических микрофона этой компании, будем надеяться, увеличат количество хороших микрофонов на сцене. Каждый артист достоин того, чтобы получить «5». C5 или D5.
Subscribe

  • Соло

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments