Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:

Про 5.1 от Jagger'a - Эллиот Шайнер воспевает многоканал

Есть в Питере у меня знакомый, большой поклонник аудио 5.1. Зовут его Jagger, собственно - это он на юзерпике. Обладает не только обширной коллекцией музыки в форматах SACD, DVD-Audio и DTS, но и довольно большим количеством информации по этому поводу. Любезно согласился делиться. Поэтому начнем прямо сегодня. Для начала - интервью с интересным человеком из журнала Mix.




За последние несколько лет ветеран звукоинженерии Эллиот Шайнер (Elliot Scheiner) стал самым неистовым и явным защитником многоканальных миксов. Он также автор нескольких лучших музыкальных работ в объемном звуке - послушайте DVD его блестящих миксов "Hell Freezes Over" группы Eagles, "The Dance" группы Fleetwood Mac. Его последний 5.1-проект, "Brand New Day" Стинга, был, по большей части, записан Саймоном Осборном (Simon Osborne) на вилле Стинга в Тоскане и сведенный (в стерео) на пульте SSL студии Mega в Париже. Шайнеру нравится создавать свои многоканальные сведения в Presence Studios в старом добром Коннектикуте, потому что эта студия "недалеко от меня, всего в 15 минутах, и там стоит пульт [Neve] VR, цифровой пульт, аналоговый пульт, система Fairlight - лучше и быть не может", - говорит он.

Мы поговорили с Шайнером о последнем альбоме Стинга и вообще о 5.1.

- Что Вы узнаете нового, переходя от проекта к проекту - от Eagles к Fleetwood Mac и к Стингу?

- Главное, что я понял, это что делать с центральным динамиком: для чего его нужно использовать и для чего нельзя. Сейчас я считаю, что на него не стоит ставить слишком большой объем чего-либо. Первый [объемный] микс я сделал для Eagles и я толком не понимал, для чего нужен центральный динамик, само его существование мне казалось странным. Я не знал, что он предназначен, в основном, для фильмов - туда обычно ставят дорожку с диалогами. Так что, можно сказать, что у меня была неверная информация. Мне сказали: "Используй его, чтобы подчеркнуть что-либо, чтобы вынести что-то на передний план". Я должен был понять, что это было ошибкой. В итоге, в одном из миксов, я поставил на центральный динамик только ведущий вокал. К счастью, это была отличная вокальная партия, и ее можно было слушать, выключив остальные динамики, но я этого больше не сделаю.

Следующий открытый вопрос: для чего использовать тыловые динамики. Озвучивая фильмы, многие звукоинженеры ставят в комнате микрофоны для эмбиента. Но я считаю, что нужно использовать тыловые динамики для чего-нибудь еще - у нас есть динамики, давайте ими пользоваться. Мне кажется, покупатель DVD, тратя деньги, хочет услышать что-то, кроме ревербаций из задних колонок. Они платят высокую цену и хотят, чтобы им крышу снесло. Я думаю, они хотят испытать что-то новое. Поэтому я стремлюсь окружить слушателя музыкой. Я рискую. Я могу поставить в тыловые динамики странные вещи. Я могу поставить в тыловые динамики барабаны. Может быть не основные, но дополнительные поставлю. Или если есть лупы, я могу их затолкать в тыл.

- Как стерео в тыловых динамиках?

- Обычно да. Но вчера я позвонил звукоинженеру фильма, над которым я работаю ("Покемон"), и он сказал: "Делай, что считаешь нужным. Я за". Было приятно слышать, что кто-то в среде кино не имеет ничего против подхода "музыка вокруг".

- Работая над проектом Стинга, Вы начали со стерео миксов Саймона Осборна.

- Он приехал в Коннектикут. Мне нравится это помещение, потому что оно прекрасно подходит для 5.1, для меня. Я делаю все свои многоканальные сведения там, когда могу. У меня есть Panasonic DA7, и я пользуюсь им в связке с VR. Они справились с 80-канальным сведением. Потребовалось много программирования. Много оркестра. Много эффектов. Много вокала. И это изумительно звучит в 5.1.

- Какие решения Вам пришлось принять во время работы над этой конкретной записью?

- Эта запись отлично подходит для 5.1, потому что там есть, где развернуться. У меня была возможность сделать многое из того, что я хотел сделать. Я позвонил [менеджеру Стинга] Майлзу Коупленду перед тем как начать и сказал: "Знаете, мне нравится экспериментировать. Я ставлю большую часть музыки в динамики окружения", и он не возражал. Он сказал: "Давай. Стинг сам большой экспериментатор".

Когда вы сидите в комнате для 5.1, вы находитесь в самом центре целой музыкальной группы.

- Что Вы сделали с оркестром?

- Восемьдесят процентов времени я поставил в тыл.

- Когда Вы сидите там, в гуще всего этого, Вы пытаетесь представить визуально, где будут находиться инструменты, чтобы Вы могли заставить группу звучать непосредственно перед оркестром?

- На самом деле нет. Это скорее, как если бы группа была передо мной, а оркестр позади меня, как если бы я сидел между ними. В другом треке вам, возможно, захочется, чтобы все были вокруг вас, а перед вами была основная часть группы. Сделав много живых проектов с Фогерти, The Eagles и Fleetwood, я просто хотел, чтобы слушатель ощущал себя на сцене. Я всегда делал акцент на группе. Но всех, кто не был одним из пяти-шести ребят из группы, я ставил в боковые динамики - дополнительного клавишника, или дополнительных гитаристов, или оркестр, или солистов. Когда вы сидите и слышите публику сзади и сбоку от вас, вы ждете, что вся музыка будет звучать спереди и, внезапно, вы понимаете, что вы на сцене. На самом деле не важно, какую визуальную картинку иметь в голове, я просто хочу увлечь вас всем происходящим.

- Что Вы делали с вокалом Стинга?

- Он всегда спереди, в левом и правом динамиках с едва уловимым звучанием из центрального. Теперь я, по большей части, использую центр для небольшой толики ведущего вокала, ставлю туда немного басов, немного малых барабанов, немного бас-барабанов и, в целом, все.

- То есть, по существу, Вам пришлось микшировать с наброска, используя 80 дорожек?

- Это близко к правде. Если бы пришел Саймон, мы бы включили многодорожечник, и он бы увидел почти те же настройки эквалайзера как те, что на стерео [миксе]. Знаете, если бы кто-нибудь купил стерео, а затем купил 5.1, мне не хотелось бы, чтобы объемный звук раздражал его, подчеркивая множество разных вещей. Так что я пытаюсь сохранить звук, который был у Саймона, хотя я и изменил кое-что, например малые и бас-барабаны. Они чуть-чуть отличаются от оригинального стерео микса, но когда есть сабвуфер [в многоканальном миксе], музыка уже не будет звучать точно также как стерео.

- Тем не менее, разве пространственная акустика, по определению, не может изменить акценты в определенных местах?

- Конечно, может. И обычно так и выходит. Получается такое огромное пространство, что в два динамика просто невозможно поместить все, что нужно. В 5.1 можно оттенить почти любой элемент.

- Мне кажется, что нам нужно время, чтобы наши уши и головы привыкли к многоканальному звуку. Нужна определенная работа мысли, чтобы начать его воспринимать.

- Возможно, иногда это может быть сложновато. Я думаю, люди вроде Вас, люди бизнеса, определенно, станут более открыты по отношению к этому формату и вскоре извлекут из этого пользу. Мы увидим огромные изменения на рынке, где автомобильные компании начинают устанавливать DVD в машины. Людям снесет башню.

Когда я сводил Fleetwood Mac в 5.1, рядом со мной не было ни одного члена группы. Наконец, в самый последний вечер, я уговорил их прийти, и втиснул в маленькое пространство в студии перед колонками. И когда я проиграл для них многоканальную версию, у них отвисли челюсти. Линдси Бакингем (Lindsey Buckingham) сказал: "Я не думаю, что смогу после этого снова слушать стерео". Это говорит о многом. Мне кажется, многим людям будет тяжело вернуться к стерео.

- Как Вы работали с секвенсорным материалом? Есть ли какие-то отличия в требованиях к ревербациям или эффектам в 5.1?

- Зависит от того, что с ними сделано в оригинальном миксе. Если это действительно важный элемент, вероятнее всего он будет спереди, а если одновременно происходит много разного, я могу поставить их и назад, чтобы я мог сохранить основную картину спереди, а сзади бы звучали эффекты. 5.1 открывает так много возможностей, и пока нет почти никаких правил.

- Какими динамиками Вы пользуетесь?

- Я пользуюсь KRK; до сих пор они очень хорошо работали.

- Первая волна покупателей домашних многоканальных аудио систем видимо предпочла, по большей части, небольшие дешевые тыловые динамики, так что постоянно присутствовал звуковой дисбаланс в способе передачи информации слушателю.

- Это проблема. И причина - в киноиндустрии: для того, что они ставят в тыловые динамики, полноценные колонки, толком, не нужны. Так что для них годятся и небольшие динамики-сателлиты. Производители удовлетворили их требования и выпустили системы с тремя основными - а иногда даже центральный динамик отличался - и двумя совершенно иными динамиками окружения. Сейчас, когда музыка начинает создаваться в 5.1, люди начинают задумываться, должны ли все динамики быть полнофункциональными. Я не думаю, что мы можем указывать кому-либо, где поставить динамики дома. Иногда просто нет места для тыловых колонок. Иногда из-за мебели людям приходится ставить тыловые динамики в стороне. Это нормально; эффект получается другим, но преимущества 5.1 все равно видны. Я думаю, по мере нашего продвижения в этой области, все больше людей будут выделять отдельные комнаты для этих целей. Особенно с приходом [телевидения] высокого разрешения, я думаю, люди будут помешаны на домашних кинотеатрах.

- Попрощайтесь с домашними офисами; их заменят кинотеатры.

- Надеюсь. Это было бы отличным акустическим окружением. Я сбился со счета, сколько раз я слышал мои записи в домах знакомых на их системах и думал: "Это же ужасно!" [Смеется.] Так что я заинтересован в том, чтобы люди улучшали свои системы.

- Какие ограничения у технологии на этот момент? Если центральный динамик бесполезен, зачем он вообще нужен?

- Я не знаю, нужен ли он.

- Так значит, все-таки, четыре динамика - оптимальное количество!

- Возможно. Алан Парсонс работает с 5.1, но обычно он работает с четырьмя, и результат звучит потрясающе. Я думаю, он использует фантомный центральный канал. Как бы то ни было, придется сохранить центр, потому что он нужен киноиндустрии, а нам придется с этим примириться, если мы собираемся использовать одну и ту же технологию с ними.

- Вы становитесь Мистером 5.1.

- Ну, формат мне очень нравится. Я его настоящий приверженец. Мне нравится в нем работать. С творческой точки зрения, для меня это как воздух.

- Как Вы думаете, для Вас бы что-нибудь изменилось, если бы Вы работали над проектом с самого начала, а не пришли потом для работы над 5.1?

- Я работал над многими проектами с самого начала, со стерео. Теперь я постоянно думаю, что запись можно сделать в 5.1. Так что, когда я делаю студийную запись, я устанавливаю эмбиентные микрофоны в комнате, чтобы записать несколько эмбиент-треков барабанов, например. Но кроме этого, почти ничего. Мне кажется, лучший способ записи - живая запись, особенно, если вместе со звуком идет видео.

- Сейчас Стинги и Флитвуд-Маки мира переходят на 5.1. Когда дойдет до небольших проектов?

- Трудно сказать. Звукозаписывающие компании ведут себя весьма избирательно, пока не увидят реакцию рынка. Я уверен, что они были бы рады больше работать с 5.1, но они не хотят за это платить.

Звукозаписывающие компании делают некоторые неприятные вещи. Например, сейчас они пытаются сделать ремиксы некоторых классических записей в 5.1, потому что знают, что рынок стареет демографически, поэтому они думают, люди будут платить больше за 5.1, скажем, "Gaucho" [Steely Dan] или "Hotel California" [The Eagles]. В общем, звукозаписывающие компании обращаются к оригинальным, смикшировавшим классические записи, звукоинженерам со словами: "Мы хотим сделать это еще раз, но не можем себе позволить вас", - и, в итоге, нанимают помощника звукоинженера за гораздо меньшие деньги. Этот парень вообще не должен микшировать запись, а он микширует ее в 5.1!

Целостность оригинала зависит от него, особенно когда звукозаписывающая компания говорит: "А, не волнуйся по поводу того, какими были ревербации на исходной записи. Используй новые, цифровые, и все будет нормально". И, на самом деле, запись может нормально звучать, потому что она многоканальная. Но в ней может не быть глубины и образности оригинала. Я считаю необходимо сохранять определенную целостность. В этом конкретном случае, о котором я говорю, артиста уже нет в живых, поэтому, по большому счету, все равно. В общем, я надеюсь, что артисты будут участвовать в процессе, когда их текущая звукозаписывающая компания или их старая звукозаписывающая компания решат сделать ремикс чего-нибудь в 5.1 и не захотят с ними посоветоваться.

- Ну посмотрите на первые ремастеринги для CD, когда группы почти не участвовали в процессе, и получалось настоящее барахло.

- Это правда, но Вы говорите об обновлении, а фактически большинство групп не принимали участия и в первой записи. Но я знаю, о чем Вы. Я говорю собственно о ремикшировании, это - другое.

- Есть ли другие проекты, в которых Вы принимали участие и могли сорваться с цепи и делать необычные вещи?

- По-настоящему - нет, потому что пока все, что я делал в 5.1, уже было выпущено в стерео, и я должен был сохранять целостность.

- Но вы с трудом себя сдерживаете. Я вижу!

- О, да! Свободнее всего было, когда я ремикшировал запись группы Toy Matinee, это был их первый альбом, уже сведенный Биллом Боттреллом (Bill Bottrell). И получилось невероятно! Звук маршировал вокруг динамиков. Это было здорово.

На записи Стинга у меня иногда проходит панорама на 360 градусов в некоторых партиях. Звучит здорово.

- Я думаю, что было трудно сделать это так, чтобы не получилось дешевого трюка ради трюка.

- Ну, зависит от того, насколько громкий звук. На записи Стинга все это едва заметно, потому что это именно то, что оно и есть, но на секунду появляется ощущение, что слушаешь винил.

- Сколько времени заняла у вас работа над проектом Стинга?

- Около двух недель. Чуть больше песни в день. Мне очень нравится эта запись. Она очень хорошо сделана, в ней чувствуется, что это мировая музыка. У него удивительный голос. Здорово. И он звучит еще лучше в 5.1!

Интервью Mixonline.com (Blair Jackson)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments