Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:

Про винил и низ

Обожаю аудиофилов. Особенно - "винил!"



Динамический диапазон виниловых носителей, измеряемый как отношение амплитуды синусоидального сигнала к амплитуде составляющей шума, имеющей ту же частоту, составляет что-то около 80 дБ. Теоретически, в идеальных условиях, он может достигать 120 дБ. Динамический диапазон CD при правильном использовании дезеринга и оверсемплинга, с учетом частотной зависимости, составляет около 150 дБ.

Там, по ссылке сумашествие зашкаливает, конечно. Конечно же, перевод статьи из Педивикии. 150 дБ динамического диапазона - это сильно.

Стандарт Red Book определяет Audio CD как носитель с характеристиками аудиотракта 44,1 кГц/16 бит.

1 бит, если, конечно, справочники не врут, отвечает за 6 дБ динамического диапазона. Соответственно: 16х6=96. 96 дБ динамического диапазона. В целом. Теоретически допустимо.

Ну, и про динамический диапазон винила в 80 дБ - тоже феерично.

Одна из многих проблем винила (помимо эксцентриситета, рокота, износа, малого времени звучания и т.п.) - это именно ограничение динамики, особенно в НЧ-диапазоне. Низ физически невозможно хорошо записать на винил. Если послушать записи 60-70-80, и оценить их с точки зрения развития технологий, то можно заметить, что имеется тенденция к увеличению как динамического диапазона, так и частотного. И винил как раз имеет серьезные ограничения в этом. Мастеринг для винила (о, мастеринг! :)) прежде всего подразумевает ограничение НЧ, иначе игла будет выпрыгивать из бороздок. Чтобы компенсировать слушателю эти потери, виниловые проигрыватели оснащены так называемым "фонокорректором". В переводе с торгового на нормальный язык: для винила при мастеринге ограничивают НЧ при помощи EQ, затем при воспроизведении сигнал проходит еще через один EQ с зеркальной характеристикой (работающим в плюс). Ничего не напутал? Конечно, это свидетельствует о более верной музыкальности винила, как иначе? Чем больше фильтров - тем лучше звук.

Ладно, с винилом и его адептами понятно - бизнес есть бизнес, я хочу про технологии сказать.

Современная музыка звучит совершенно по-другому. Даже в том же жанре. У меня как-то оказались два альбома (на CD) с практически одним материалом - Балетные сюиты Чайковского. Вся попса в одном флаконе - Вальс цветов, Маленькие лебеди и т.д.

Один диск записан оркестром Светланова в 87 году, другой - оркестром Спивакова в 2004. Я не буду рассуждать об исполнении, у Светланова оркестр играет лучше, без вопросов. Но технологически спиваковские сюиты звучат на порядок интереснее. Партии контрабасов очень внятны, общая динамика исполнения выше, локализация безупречна - это то, что делают технологии. Оба альбома записаны хорошо, но хорошо для своего времени. Сегодня технические возможности позволяют записывать и доносить до слушателя довольно тонкие нюансы в музыке.

И тут палка о двух концах. Для того, чтобы записать такой низ, нужно знать о его существовании.

Пауза. То есть - его надо хотя бы раз услышать, чтобы понять, о чем речь. Сегодня на хороших записях в субконтроктаве происходит много интересного.

Если перейти к более популярным жанрам, то можно уверенно сказать, что основу современной музыки составляет грув, то есть - движение, которое создают в основном бас и бочка. А создавать его должны музыканты. Но вот парадокс - они очень часто совершенно не понимают роли своих инструментов, и их взаимодействия именно внизу. Они просто никогда не слышали и не анализировали свое исполнение именно с этой точки зрения, хотя очевидно, что без слаженной работы баса и бочки грува не будет. Вопрос "а бочка с басом строит?" рождает встречный: "А должна?" Вообще - да, а как иначе? А иначе - как обычно: кузнец, кузнец, выкуй мне голос, сделай мне бочку, как у .. Если барабанщик с басистом не работают вместе на грув, то какая разница, какой микрофон, или какой ди-бокс, или какой усилитель на басу? Мне лично все равно, музыки внизу однозначно не будет, а чтобы сабы тупо гудели, можно что угодно поставить, результат не изменится.

Теперь о производстве. Чтобы правильно записать низ, нужна контрольная комната (или аппаратная, ее еще почему-то называют "студия"), которая этот низ может .. вы правы, - контролировать. Это зависит от многих факторов: и размеры аппаратной имеют значение, но главное - понимание проектировщиками задачи. Большинство контрольных комнат совершенно не способны к правильной организации длинных звуковых волн. (Длина волны на 50 Гц примерно 6,5 метров. Ниже - длиннее). А если комната спроектирована неправильно, то в ней самой, конечно, может и играет что-то, но при переносе в другую акустическую среду эти записи слушать невозможно. И таких записей у нас продается (а делается в разы больше) жуткое количество.

Ну, и так далее. Тема не то, чтобы очень большая, просто это актуально. Технологии сегодня способны предоставить массу возможностей, и их современность определяет не планшет.

PS. Хорошо помогает понять, о чем я говорю, прослушивание альбома Yello "Touch". А если потом сразу поставить на CD-плейер какой-нибудь "The dark side of the moon" (даже в самой аудиофильской редакции), или что-нибудь еще из лохматых 70-х, то все станет понятно, надеюсь.
Subscribe

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…

  • Происшествие

    Попали под Лошадь. Грустно.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments