Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:
  • Music:

Немного про сценические мониторы

Недавно на форуме журнала «Шоу-Мастер» высказал мнение о том, что монитор в режиме би-амп предпочтительнее, нежели в режиме full-range. Чтобы не грузить людей излишними рассуждениями, предложил небольшой эксперимент, о котором – ниже. Что там началось… Высказывались мнения по поводу того, что би-амп – это тоже самое, что художественная роспись рэков, советовали лучше обратить внимание на функциональность, в-общем, от иронии до полной злобы. Поучали. Но так как никто не написал, провел он этот эксперимент, или нет, то я думаю, что люди, как обычно, решили обойтись теми знаниями, которые у них уже есть. Что ж, это их право.

Вот только не зря все профессиональные системы имеют раздельное усиление по полосам. В том числе – и сценические мониторы. Хочется поделиться.
Итак, монитор. Посмотрим на него в разрезе.



Мы видим, что рупор ВЧ-драйвера имеет определенную длину. И точка излучения драйвера находится на большем расстоянии от плоскости монитора, чем плоскость излучения НЧ-вуфера. Сигнал, приходящий на эти динамики, делится на два диапазона. Деление может происходить при помощи внутреннего фильтра (в режиме монитора full-range – один канал усиления), или при помощи внешнего кроссовера (в режиме би-амп – для каждого динамика свой усилитель). Любой фильтр, или кроссовер, не обрезает сигнал жёстко на заданной частоте. Если частота разделения составляет 1,5 кГц, то область около этой частоты поступает на оба динамика. И воспроизводится обоими. Но, так как физически область излучения ВЧ дальше, чем область излучения НЧ, то в точке разделения сигналы имеют разное время прибытия к слушателю. То есть, грубо говоря, мы имеем фазовые искажения в области 1,5 кГц. Исправить это в режиме full-range невозможно. Задержать НЧ относительно ВЧ можно только при помощи цифрового процессора. То есть – только в режиме би-амп. Надо отметить, что коаксиальный динамик этих проблем не имеет.

Следующий момент. Пассивный кроссовер, имеющийся в мониторе, представляет собой два LC-фильтра. Мощный сигнал с усилителя поступает на кроссовер, делится на два диапазона и идет каждый на свой динамик.

На фото кроссовера видны катушки, которые являются частью LC-фильтров. При работе с мощным сигналом эти катушки, помимо основной своей работы, также являются генераторами паразитного излучения, которое они наводят друг на друга. Некоторые производители стараются минимизировать это влияние, располагая катушки на плате под углом друг к другу. А некоторые, вы видите, не стараются. Чем мощнее сигнал, тем больше наводок на ВЧ-фильтр. Чтобы в этом убедиться, я и предложил провести небольшой эксперимент: вытаскиваете из монитора НЧ-динамик, уносите его подальше, присоединив длинным проводом к фильтру. И подаете на монитор НЧ-сигнал (можно с генератора). Чем больше вы усилите его, тем больше будет грязи выходить с ВЧ-драйвера. Низкочастотник нужно убрать подальше, чтобы он не мешал вам насладиться эффектом. Простой до предела опыт, наглядно показывающий, как пассивный фильтр «деликатно» обращается со звуком. И решение этой проблемы опять же – би-амп. Простое слово, легко запомнить.

Внешний процессор, выравнивающая задержка и раздельное усиление по полосам – путь к хорошему настроению артиста, для которого, в принципе, монитор и нужен.
Tags: practice make perfect
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments