Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

  • Music:

Как рубить капусту в шоу-бизнесе

Мне часто музыканты приносят или передают свои записи - материалы, записанные на репетиции, или уже вышедшие альбомы. Брать их приходится - обижать никого не нельзя. Но что делать с этим дальше – не совсем понятно. Музыку я слушаю в двух случаях – когда покупаю диски в магазине, или когда с ней работаю. Абстрактно анализировать чье-то творчество нет ни сил, ни времени. Поначалу, каюсь, я брал подобные подарки с удовольствием – как же, быть в числе первых, кто услышит очередные нетленки. Но так как свободное пространство на полках у меня ограничено, периодически возникает вопрос их избавления от чего-нибудь невостребованного.

И чаще всего этим балластом становятся подарки в виде компакт-дисков, подаренных музыкантами или исполнителями. Для анализа произведение достаточно послушать один раз, а слушать для удовольствия эти горы почему-то не получалось никогда. Казалось бы, и музыканты неплохие, и идеи у них правильные, а вот конечный продукт у них какой-то несуразный выходит. В чём же дело? Ведь цель любого артиста – чтобы его произведение услышало как можно большее количество людей. И причем не просто услышали, но и полюбили его, и захотели и дальше приобретать его музыку, голосуя, так сказать, рублем, за его творчество.

Немного понимая, как строятся взаимоотношения в шоу-бизнесе, и как людям все-таки удается получить качественный продукт, я хочу для начала поделиться одной притчей. Это реальная история, поэтому имен называть не будем, да и жанр притчи этого не требует.
Один мой знакомый решил разбогатеть при помощи сельского хозяйства. Наверное, он не знал английской поговорки: «Есть три верных способа разориться. Самый быстрый – азартные игры. Самый приятный – женщины. А самый верный – сельское хозяйство». Он нашел человека, который понимал в этом деле, они вдвоем все просчитали – сколько надо вложить, какие издержки при неблагоприятных погодных условиях и выходило все очень заманчиво. Они арендовали сколько-то гектаров земли, купили трактора и весной засеяли эти поля капустой. Стали ждать урожая, капустного, и как прямое следствие, денежного.

Погода тем летом была, как надо. И капуста не подвела. Кочан к кочану, хочешь – на стол, хочешь – на засолку. Собрав некоторое количество кочанов в мешок для образца, фермеры отправились по овощным базам. Их продукт вызывал восхищение у знающих людей. Люди, ведающие закупками, говорили, что это очень хорошая капуста, также их очень устраивает ее цена, поэтому их ждут весной для заключения договора. Фермеры упирали на то, что не стоит ждать так долго – капуста уже созрела, поэтому лучше не тянуть и купить ее у них прямо сейчас. Но закупщики объясняли, что та капуста, которую сейчас везут на базы, куплена ими еще весной и деньги уже уплачены. Так что милости просим будущей весной – уж очень хорош ваш овощ – для покупки вашего будущего осеннего урожая.

Прозрение было тяжелым – оказывается, капусту продают до того, как начинают сеять. Я не знаю, как закончилась у них эта эпопея, может, они ее засолили всю, и обрушили рынок квашеной капусты в стране, или она просто сгнила в полях, это мне не известно. Да и не в этом суть этой истории. Так же, как в сельском хозяйстве, где капусту продают прежде, чем начинают сеять, так и в шоу-бизнесе: обычно артист продает альбом до того, как начинается запись этого альбома. И в роли овощной базы здесь выступает лейбл, или рекорд-компания.

Вся цепочка по превращению идеи в конечный продукт в музыкальном мире упрощенно состоит из трех звеньев: артист-лейбл-издатель. У каждого их них свой интерес и своя роль в этом процессе. Дальнейшее упрощение этой схемы приводит к весьма плачевным результатам. Теоретически артист может совместить в себе дополнительно еще и функцию лейбла, да и издателя. Но в этом случае происходит то, что подметил один мой знакомый: когда человек сам пишет музыку, сам ее записывает, сам микширует, сам выпускает, то обычно он сам ее и слушает. Потому что самому к себе относиться критично невозможно. Любому гитаристу кажется, что его соло – самые красивые, любой автор-песенник считает, что его песни несут миру откровение, а любой клавишник думает, что люди ждут с нетерпением его широчайших септ-аккордов. А уж если один человек сделал ВСЁ, то в этом продукте обычно ошибок больше, чем одна.

Любому появлению на свет нового продукта должен предшествовать анализ рынка. Продукт должен быть актуальным – не слишком старомодным, и не слишком авангардным. Определить значимость своей музыки сам артист часто не способен (без обид), потому что никто не сможет сказать, что его детище несовершенно. Для этого и нужен лейбл, или рекорд-компания, которая нанимает продюсера – человека, обладающего определенным вкусом и пониманием актуальности данного направления.

С группой U2 долгое время работал такой человек, как Брайан Ино. Он и помог им сформировать тот самый плотный и характерный для U2 саунд. Или, например – P.O.D. Слушать их вживую невозможно вообще (у меня имеется DVD, где запечатлены некоторые живые их выступления) – люди играли мимо, вступали не вовремя, и т.д. Но студийные работы показывают их как довольно неплохих музыкантов. Какие же они на самом деле? Сами по себе они таковы, как играют вживую. Но совместная работа с профессионалами помогла сгладить недостатки и выпятить достоинства. От того, что их научили четко играть, драйва меньше не стало, и качественно сведенные альбомы хочется послушать не «один раз на перемотке».

Это большая тема, ее не охватить одной небольшой статьей. Просто хотелось сказать: прежде чем засевать поля капустой, выясните, где ее ждут, какой сорт актуален, затем попытайтесь доказать, что именно вы способны дать то, что надо – тогда меньше будет разочарований, и вам не будет казаться, что вы сделали нечто гениальное, а вас опять не поняли.
Успехов!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments