Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Categories:
  • Music:

Расстановка сил в озвучивании мероприятий

На про-форумах по нашей теме периодически возникают дискуссии. Очередной громко заявленный концерт в каком-нибудь Олимпийском посещает некоторое количество людей с профессионально нацеленным ухом, и – впечатления льются рекой.
Доминирующих мнений два – «сколько можно допускать лажу, можно же поставить нормальный аппарат» и «я работал в Олимпийском с Киркоровым (Антоновым, Фабрикой Звезд, etc) и могу сказать - там ничего сделать нельзя, такой зал». Первые считают, что заменив одну этикетку на колонках на другую, можно всё поправить, вторые их корректируют – «я пробовал, не получается».

Но – в том же Олимпийском были концерты, очень качественные по звуку, о чем на форумах упоминают вскользь, не акцентируясь. Pink Floyd в 89 году, например. Или Roger Waters пять лет назад. Звучало всё, как на CD. Кстати, на форуме меня как-то осадили – «не надо, чтобы на концертах было как на CD». Другая, мол, задача. Понятно, что другая, но вот только есть ребята, которые, как на CD, звучат везде, а есть, которые не звучат никогда – хоть в Олимпийском, хоть в Б-2. Например, Оззи – это пример последнего подхода. Или Роллинг Стоунс – у них фишка такая – играть и петь мимо.
Но не об этом хотелось сказать. Мне в разное время довелось побыть и в роли прокатчика аппарата, и в роли звукоинженера разных артистов, поэтому, на мой взгляд, проблема лежит несколько глубже. В подходе.
Сегодня, по сравнению с концом 80-х, произошло серьезное усложнение технической части. Если в то время сам факт наличия на концерте «фирменного» пульта вызывал искреннюю радость, то сегодня «нефирменного» оборудования уже просто нет. Оно всё – фирменное. А звучит плохо. Оборудование-то изменилось, а подход остался. И заключается он в том, что прокатчикам глубоко «по-барабану», как всё будет звучать. Приезжаешь в какой-нибудь немаленький город, а в нем большой прокатчик обычно – один, и он там царь и бог. Даже если набор оборудования близок к райдеру, лучшее, что может быть – оно подключено. И всё, не более. Единственное, что успели – воткнуть разъемы в соответствующие дырки. И почти всегда правильно. После этого с чувством выполненного долга техники исчезают – вот, всё работает, пожалуйста. И получается, что задача звукоинженера артиста состоит не только в том, чтобы сделать микс, но и в том, чтобы настроить их (не свой) аппарат в зале, в котором он в первый раз. Определить стоячие волны, обнаружить, что сцена гудит, что подиум под барабанами шатается, что на балкон ничего не направлено, что диаграмма уровней не выставлена, что пульт не «обнулен». (Как бывает зашибись на 40-канальном пульте ставить везде эквалайзер и все aux в «0», а панораму в середину). Потом долго париться с прострелами, с 6-ю мониторными линиями, а уже артисты на сцене, надо начинать саундчек, скоро концерт. А если артисту что-то не так? Кто виноват? Понятно кто.
Вот и пишешь райдер, расписываешь всё до молекул. Толку – ноль. Потому что потом опять приезжаешь, а там непонятно что. Спрашиваешь – что такое? Говорят – «а здесь с напряжением в этом зале всегда фигня, у них нет чистых 220 Вольт, а две фазы по 110. И земли нет». Супер? Это в Самаре было, в ОДО. И еще говорят: а здесь всегда так, сколько лет уже в этом зале работаем. Но если вы в этом зале регулярно работаете и проблемы этого зала знаете, то почему не решили их до сих пор? Почему генератор не ставите? А потому что нет заинтересованности в конечном результате. Конкуренции нет, хорошо, плохо отработали – кто оценит, а если и оценит, что это изменит?
Никогда никто нигде не выставляет диаграмму уровней. Используются десятки приборов, и все взаимодействуют, как попало. Результат, естественно такой – динамика в музыке отсутствует, зато есть шум и искажения. Потому что на саундчеке выставлять диаграмму уровней уже некогда, это времени требует. Это кстати, не только в провинции происходит. Мне на полном серьёзе звукоинженер (!) большой московской прокатной конторы рассказывал, что М3000 и РСМ91 – очень шумящие приборы, и чтобы уменьшить количество шума, они используют такую хитрую штуку, как «раздвоялку». То есть – отправляют одинаковый сигнал на правый и левый вход прибора при помощи этой штуки. Таким образом – уровень по входу больше, и шума на выходе меньше. Смеяться не хотелось, было грустно. Ну ладно, в этих приборах, в принципе, есть внутренний роутер, и можно запараллелить приборы по входу, не прибегая к распайке «штанов». Но чтобы прибор не шумел, надо, что бы он работал с оптимальным уровнем, и он не шумит. Еще раз повторю – ЗВУКОИНЖЕНЕР рассказывал. Большой конторы. Они и в Олимпийский, и в Кремль, и на Красную площадь аппарат ставят. Вот и делаешь выводы.
Разговаривал с человеком, работающим в прокатном бизнесе ТАМ. Он сказал, что на любые мероприятия монтаж начинается за сутки до события. Целый день происходит настройка, если чего-то не хватает, то не спеша довозят, меняют. К саундчеку с артистами уже всё не просто подключено, но и настроено. И задача звукоинженера, работающего с артистом – именно микс в зале, а не поиск проблем. Подход иной. И требования к прокатчикам гораздо выше. Но и результат другой. А ведь мы все на результат работаем, а не для того, чтобы рассказывать друг другу, на каких пультах нам доводилось работать когда-то.
И как изменить у нас ситуацию, непонятно.
Tags: practice make perfect
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…

  • Происшествие

    Попали под Лошадь. Грустно.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments