Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:

Про аналоговый пульт Yamaha IM8

Написал вот материальчег:





Микшерные пульты Yamaha IM8

Последние годы компания Yamaha активно осваивает рынок цифровых микшерных консолей для звукоусиления. Ставший индустриальным стандартом пульт PM5D, успешно занявший среднюю ценовую нишу M7CL, компактный, но функционально насыщенный LS9 – эти названия знакомы каждому. Наверное, любой звукоинженер знаком с этими моделями не только по картинкам в журналах. Думаю, никто не будет отрицать, что Yamaha не просто заполняет ниши на рынке, но и создает, собственно, рынок цифровых консолей, определяя на нем приоритеты и направления. Всё остальное, так или иначе, сравнивается с Yamaha.

Осваивая цифровое поле, компания совершенно не выпускает из виду рынок аналоговых пультов. Это сфера, в которой не ожидается революционных схемотехнических открытий, там всё понятно и знакомо. Поэтому всегда будет существовать потребность в простых, понятных и привычных решениях. После снятия с производства своей флагманской аналоговой консоли PM5000, компания Yamaha решила использовать освободившийся производственный и научный потенциал для выпуска аналоговых пультов более бюджетного класса. Так появилась серия IM8. В серии три модели: IM8-24 (24 моноканала + 4 стерео), IM8-32 (32 моноканала + 4 стерео) и IM8-40 (40 каналов + 4 стерео). Максимальное количество каналов микширования, учитывая четыре стереовозврата, составляет 56 каналов для пульта IM8-40. Рассмотрим подробнее, что же имеется в данном пульте.

Оснащение

Входные разъемы на всех моноканалах – балансные разъемы XLR и TRS-джеки. Стереоканалы оборудованы входами с балансными разъемами TRS и небалансными RCA. Также на каждом моноканале имеется один разъем для вставки (insert) и разъем прямого выхода (direct-out), оба – TRS-джеки. На моноканалах в самом верху – кнопка индивидуального включения фантомного питания +48В с индикатором включенного состояния. Ниже – кнопка ослабления чувствительности -26dB. Если она не нажата, то уровень входного сигнала может быть от -60dB до -16dB, если нажата, то от -34dB до +10dB. Стереоканалы оперируют уровнями от -34dB до +10dB. На моноканалах под регулятором входного усиления имеется кнопки реверса фазы и обрезного НЧ-фильтра на 80Гц. Также, на каждом моноканале имеется компрессор. Обычно компрессия регулируется несколькими параметрами, но инженеры Yamaha скомбинировали все установки на одной ручке, значительно упростив управление компрессором для многих пользователей.

Ниже – четырехполосный эквалайзер. Как на моно, так и на стереоканалах, для ВЧ и НЧ эквалайзер имеет фиксированные частоты : 10кГц и 100Гц соответственно. На моноканалах верхний и нижний СЧ-диапазоны имеют регулируемую частоту (400Гц-8кГц и 80Гц-1,6кГц), для стереоканалов эти частоты фиксированы – 3кГц и 800Гц. Кнопка отключения EQ есть на всех каналах. Все моно и стереоканалы имеют 8 дополнительных посылов aux, попарно переключаемых в режимы «pre» и «post». В моноканалах регулятор панорамы «pan» определяет уровень сигнала в нечётных-чётных подгруппах или в левом-правом каналах. С стереоканалах регулятор «balance» регулирует баланс левого и правого канала в миксе. Сигнал с левого входного джека на стереоканале отправляется на нечетный номер подгруппы и левый стереомастер, а сигнал с правого входного джека на четный номер подгруппы и правый стереомастер.

Входные индикаторы на трех светодиодах помогают определить уровень сигнала. Кнопки назначения сигнала отправляют его в подгруппы от 1/2 до 7/8 или на стерео или моно шину. Четыре кнопки назначения в мьют-группы позволяют несколько автоматизировать процесс микширования. Конечно же, мягкий 100-мм фейдер имеется на каждом канале. А также кнопка включения канала «ON» с индикацией включенного состояния. И, естественно, не обошлось без кнопки «PFL» (pre-fader listening), позволяющей индивидуально контролировать происходящее в отдельном канале.

В мастер-секции в левом верхнем углу находятся четыре стерео возврата с дополнительных посылов «aux return». Они могут быть назначены в подгруппы, стерео- или моно-шины. Каждый возврат имеет регулятор уровня и кнопку «PFL». Ниже расположены восемь мастер-фейдеров дополнительных посылов «aux» с индикаторами выходного уровня и кнопкой контроля «AFL» (after-fader listening). Справа от «aux return» находится секция «2-track/USB» - посыла на двухканальную запись и возврата. Для ввода-вывода аудиоматериала вы можете выбрать между разъемами RCA и USB. Выходы подгрупп оснащены 100-мм фейдерами, кнопками включения «ON», трехпозиционными индикаторами уровня, кнопками выбора шины микширования – стерео или моно, а также кнопкой контроля «AFL».

Секция матрикс-выходов имеет четыре выхода, куда можно направить сигнал с групп, стерео- и моно-шин. Также там имеется вращающийся регулятор выхода и кнопка «AFL». Рядом с матрикс-секцией располагаются четыре кнопки мьют-мастер. Секция «Talkback» позволяет отправить сигнал практически куда угодно – в мастер секцию, в подгруппы, в aux или в матрикс. Конечно же, там имеется регулятор уровня микрофона и кнопка включения с индикацией. Мастер-выход имеет раздельные фейдеры для левого и правого каналов, кнопки контроля «AFL» и «PFL», кнопку включения «ON» и индикатор выходного уровня. Также имеется отдельный моно-фейдер с трехпозиционным индикатором уровня. В мастер секции также имеется индикатор «AFL-PFL», регуляторы уровня сигнала, отправляемого на мониторы и на наушники. Выходы групп, «стерео», «моно»и «aux» имеют инсерты на одном «джеке».

IM8-24 и IM8-32 имеют по два разъема для опционных ламп подсветки. IM8-40 – три разъема для ламп. Внутренние джамперы позволяют переключить моноканалы пульта в следующие режимы: выход direct out может быть - pre EQ (по умолчанию) , pre fader, post fader. Посыл на aux’ы может быть - post EQ(по умолчанию) и pre EQ. Блок питания у пульта внешний- PW8, одинаковый для всех трех моделей.





Использование в работе

В России пульт появился буквально недавно, и у нас нет отзывов о его работе от отечественных звукоинженеров, поэтому мы публикуем мнение Джеймса Рио, штатного обозревателя журнала FOH (США):

«Первый раз я работал с Yamaha IM8 на шоу Билли Вера. Это была 32-канальная консоль, из них задействовано было 28 каналов. Первое впечатление от пульта – он очень логично построен. Когда я впервые работаю с новой консолью, мне совершенно не хочется думать о том, где же у нее что расположено. Мне хочется, чтобы ручки, кнопки, и фейдеры были там, где они находятся всегда, и чтобы они имели внятную цветовую дифференциацию. Yamaha тщательно учла эти нюансы в новом пульте. Следующее - предусилители очень прозрачны, а EQ - аккуратный и мягкий. Эти две характеристики консоли определяют, насколько быстро она полюбится на рынке, и как долго на нем простоит. Yamaha своим пультом просто сокрушила весь ценовой диапазон. Далее - я никогда не доверял компрессорам с одной ручкой, но этот – работает! Даже на басу и бочке я был им доволен. Иметь ручку компрессора прямо под руками, а не в рэке где-то сзади и сбоку – это клёвая вещь! Я микшировал мониторы в тот раз тоже с FOH-позиции, и мастера aux на фейдерах – очень полезная штука в таких случаях. У меня тогда было два барабанщика, и подгруппы здорово меня выручили, плюс на пульте были мьют-группы, так что работа на том мероприятии была не подвигом, а нормальным, приятным делом.»

В дополнение ко всему вышесказанному остаётся добавить, что пульт производится только в Японии, но цена его такова, что брать надо сразу два.
Tags: devices
Subscribe

  • Соло

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Соло

  • К - корреляция

    Полный пи..ец. Подхожу к подъезду - «нельзя, мужчина, обойдите вдоль дома». Весь дом оцеплен. Так не бывает! Только вчера нас спасали, а тут опять.…

  • Государство это..

    .. когда службы работают как часики. Сегодня спас дом от беды. Вышел ввечеру (около 17.00) за табаком, на площадке запах газа. По лестнице пешком…