Борис Никитинский (churchsound) wrote,
Борис Никитинский
churchsound

Category:
  • Music:

Работаем с бочкой

Звучание барабанов – тема, про которую можно написать отдельную книгу. Да их уже и написано немало. Правда, больше на иных языках, но и там особых секретов нет, больше общие места.

На звук барабанов влияет не меньше факторов, чем на звучание гитары. Материал, из которого изготовлено кодло барабана (клен, береза, бук, дуб); толщина кодло; обода – литые, штампованные или деревянные; пластики – одинарные, двойные, с глицерином, или с напылением; палки – тяжелые или легкие, с пластиковым или деревянным наконечником, короткие или длинные; ну, естественно, звукоизвлечение. Вариантов масса. Но это всё находится (или должно находиться) в ведении самого музыканта. А вот донести звук до слушателя – задача звукоинженера.


Самый сложный инструмент в составе барабанной установки – бочка. Звук бочки состоит как бы из трех частей (шлепок, «пум», и «у-уф»). С первыми двумя обычно вопросов нет. Колотушка и рабочий пластик бочки создают «шлепок», размер, материал бочки отвечают за «пум», а вот с «у-уф» сложнее. Этот третий компонент лежит только в НЧ-области, и от него зависит «дыхание» бочки, он создает тот звук, от которого штаны прилипают к ногам, и ритмическая вибрация в животе создает ощущение кайфа.

Когда вы используете один микрофон для снятия звука бочки, то вы все время находите компромисс между тремя компонентами звука. Разместив микрофон подобным образом:



Вы получаете баланс между шлепком и «пум», но теряете «у-уф». Отодвинув его дальше, получаете «у-уф», но теряете шлепок, задвинув микрофон глубже в бочку, выдвигаете шлепок на первый план. Эквалайзер тут не помогает: гул можно создать, конечно, но это не то, чего мы хотим на самом деле.

Небольшая предыстория вопроса. Однажды мы делали работу для Sony/BMG. Писали произведение композитора Говарда Шора – того самого, который написал музыку к «Властелину Колец». С Шором постоянно работает звукоинженер John Kurlander. Человек легендарный, начинал на Abbey Road, делал одноименный альбом Beatles. Сейчас работает в Голливуде (Голливуд для мирового шоу-бизнеса – то же самое, что Москва для России).



В его райдере, в инпут-листе, был такой пункт, относящийся к большому оркестровому барабану: JBL 2226H. «Забавно, - подумали мы, - ведь это 15” динамик». Кроме микрофона DPA, для барабана требовался еще и динамик! Причем по схеме он был подключен к входу микрофонного преампа!

Динамик, как и половину требуемых микрофонов, Джон привез с собой. Обычный динамик, мы его померяли – 8 Ом. Никакого апгрейда. Оказывается, Курландер использует этот динамик как микрофон, для снятия самого низа с большого барабана. Всё верно – динамический микрофон и динамик имеют идентичную конструкцию, только работают, скажем так, в разные стороны. Поэтому идея использования динамика в качестве динамического микрофона с очень большой диафрагмой оригинальна, остроумна и очень логична. Послушав в аппаратной, что получается в результате, мы были весьма рады добавить еще одну полезную фишку в свой арсенал.

Я вспомнил, что где-то за две недели до этого Yamaha разослала пресс-релиз о выпуске нового прибора Subkick. Принцип тот же, только динамик помещен в корпус и поставлен на стойку. Самый известный пользователь – Dave Weckl. Разговорившись с Джоном об этой теме, я рассказал ему про Yamaha Subkick.

Он сказал: «Нет, это придумала не Ямаха. Это придумал я, когда в конце 60-х работал на Эбби Роуд. Все остальные подглядели эту фишку у меня». И в самом деле, этот принцип – использования разных микрофонов для разных компонентов звучания бочки широко используется в студиях по всему миру. Даже барабан без переднего пластика снимают подобным образом. На фото внизу: запись бочки в лондонской студии Hear No Evil.



Таким образом, все компоненты звучания бочки оказываются на месте: баланс между шлепком и «пум» задается расположением микрофона, а низкочастотный «у-уф» снимается динамиком. Микшируя эти сигналы, вы достигаете правильного, комплексного звучания бочки без деструктивного применения эквалайзера. Ямаховский Subkick, выглядит, конечно, эстетичнее:



Теперь еще один момент, крайне важный – настройка барабанов. Мне приходится встречать, даже в «профессиональной» российской прессе, такое мнение, что звучание барабанов не имеет конкретной высоты. Это не правильно. Посмотрите, где расположена бочка на клавиатуре любого воркстейшена. Обычно –это «си» контроктавы, или «до» первой октавы. Не зря же она у всех стоит именно там. И это необходимо учитывать музыканту при настройке барабана.

А так как звучание бочки имеет определенную высоту, это нужно учитывать в аранжировке. Партия баса должна быть четко согласована с бочкой. Тогда появится грув и музыка будет по-настоящему «шевелить». Иначе будет, как говорил товарищ Сталин по другому поводу, «сумбур вместо музыки».

Что чаще всего и происходит.
Tags: practice make perfect
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments